Мой сайт 
Суббота, 23.11.2024, 06:30

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | | Регистрация | Вход
Меню сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » 2013 » Февраль » 20 » Саморегулируемые организации: спасательный круг
00:36
 

Саморегулируемые организации: спасательный круг

В Свердловской области 348 управляющих организаций и 2475 товариществ собственников жилья. Помогут ли СРО и ГЖИ исправить им ситуацию? Вряд ли... Фото Алексея Кунилова.

С 1 января 2013 года на рынке ЖКХ могут работать только те управляющие компании, которые являются членами саморегулируемых организаций (СРО). Стоит ли ждать кардинального улучшения в коммуналке, сможет ли исправить ситуацию в коммунальной сфере более чёткий контроль как государственный, так и общественный?

Собеседник «ОГ» Сергей БАЖЕНОВ, заместитель директора Института экономики УрО РАН, доктор экономических наук, не первый год занимается темой ЖКХ, знает «историю болезни» этой отрасли и предлагает рецепты лечения.

Жилищный кодекс наделил государственные жилищные инспекции беспрецедентными полномочиями, что автоматически переводит их на центральную позицию в деле защиты прав собственников жилья. Однако государственный контроль в сфере ЖКХ не будет эффективным, если сами граждане останутся при этом пассивными, так как непосредственный контроль использования и сохранности жилищного фонда осуществляют в первую очередь его собственники.

Дело в том, что при прочих составляющих реформы отрасли именно контроль и управление являются ключевыми факторами успеха по выводу жилищно-коммунального хозяйства из глубокого кризиса. Но будем объективными: государственные жилищные инспекции (ГЖИ) в лучшем случае смогут обеспечить контроль.

Только вопрос об эффективном управлении по-прежнему остается открытым. Это застарелая болезнь.

До начала реформы в отрасли объектами ЖКХ управляли государственные и муниципальные предприятия, не обременённые ответственностью и заинтересованностью в конечном результате. В итоге эта сфера функционировала в режиме «выживаемости», накапливая лишь негативные тенденции. Её отличали низкий профессиональный уровень управленцев, отсутствие прозрачности в работе и надёжного механизма контроля расходования бюджетных средств и платежей населения.

Службы заказчика, пришедшие на смену старой системе управления, были призваны демонополизировать отрасль. На практике же, вместо того чтобы разделить функции заказчика и подрядчика, что должно было привести к формированию основ договорных отношений между службами заказчика и потребителями коммунальных услуг, они стали тормозом для создания эффективной системы управления финансами, контроля нецелевого расходованием бюджетных денег, выделяемых на нужды ЖКХ.

В результате в стране так и не возникло рыночных позиций: ни у потребителей коммунальных услуг, ни у их производителей. Новых форм управления отраслью практически не появляется, система ЖКХ становится наиболее криминальной сферой, качество услуг ухудшается. Жителей региона не устраивает качество тепло- и водоснабжения, газификации, благоустройства, капитальных и текущих ремонтов. Управляющие компании и ТСЖ оказались неспособными изменить ситуацию в отрасли.

Чтобы пресечь подобное «хозяйствование», было принято решение о создании саморегулируемых организаций (СРО), действующих по принципу коллективной ответственности за качество предоставляемых услуг.

Вот вы сказали «система ЖКХ становится наиболее криминальной сферой», тогда коллективная ответственность это не синоним в данном случае круговой поруки?

Это, по замыслам организаторов, позволит поставить УК под двойной контроль: со стороны государства и коллег, а также вывести с рынка услуг ЖКХ недобросовестных предпринимателей, создать условия для укрупнения управляющих компаний. Это весьма актуально: многие УК, даже если они попытаются работать предельно честно, не могут преодолеть планку безубыточности, которую обеспечивает 350400 тысяч квадратных метров обслуживаемого жилья. Сегодня же около половины областных УК обслуживают жилой фонд гораздо меньшей площади.

То есть эту сферу ждёт череда слияний и поглощений, мелкие должны умереть?

Это объективная экономическая необходимость, но где гарантии, что в этом процессе главными будут именно экономические методы и рычаги?

И позволят ли СРО и ГЖИ исправить ситуацию? Вряд ли, так как это всего лишь шаг к созданию современной системы жизнеобеспечения отрасли. А этого, на мой взгляд, уже мало. Необходимо искать не косметические, а принципиально новые способы управления этой жизненно важной сферой. Таким новым подходом, считаю, может стать создание жилищно-социальных кластеров.

В жилищно-социальный кластер региона целесообразно включить государственные и муниципальные, а также и другие организации, обеспечивающие специальное обучение, поступление информации, проведение исследований, предоставляющие техническую поддержку или устанавливающие стандарты. Государственные органы, оказывающие существенное влияние на кластер, могут рассматриваться как его часть. И, наконец, кластер объединит различные ассоциации и другие совместные структуры частного сектора, поддерживающие членов кластера, а также общественные организации потребителей жилья и коммунальных услуг.

Такая система управления, на мой взгляд, позволит обеспечить решение целого ряда стратегических задач, включая получение синергетического эффекта, и предотвратить дальнейший распад жилищно-коммунальной сферы.

Кстати

В Свердловской области 348 управляющих организаций и 2475 товариществ собственников жилья. Помогут ли СРО и ГЖИ исправить им ситуацию? Вряд ли, так как это всего лишь шаг к созданию современной системы жизнеобеспечения отрасли. Необходимо искать не косметические, а принципиально новые способы управления этой жизненно важной сферой.

Просмотров: 395 | Добавил: happentart | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Поиск

Календарь
«  Февраль 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728




Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz