2012-03-16 09:57:39
Российский рекламный рынок будет регулировать СРО
Российский рекламный рынок сделал важный шаг к формированию отраслевой саморегулируемой организации (СРО). 12 марта 2012 года в Федеральной антимонопольной службе (ФАС России) представители более 20 организаций профессионального рекламного и медийного сообщества подписали Российский Кодекс практики рекламы и маркетинговых коммуникаций.
Реклама - внутренне присущий элемент рынка, один из важнейших инструментов его развития. Как показывает опыт многих развитых стран, рыночная экономика не может функционировать без института рекламы, причем регулирование данной сферы осуществляется на базе СРО в рекламе.
Российский рекламный рынок относительно молодой, но его тенденции из-за бурной и растущей российской экономики далеко не во всем совпадают с тенденциями мирового рекламного рынка. Вспомним, в середине 90-х годов доверие к прямой рекламе в России было подорвано в результате серии скандалов, когда жертвами финансовых пирамид стали миллионы людей.
За последнее десятилетие рекламный рынок постепенно восстановил утерянные позиции перешел к медленному, но уверенному интегрированию носителей рекламы в единую систему маркетинговых коммуникаций, что проявилось в принятии Кодекса.
Инициаторами подготовки Кодекса выступили Некоммерческое партнерство «Содружество производителей фирменных торговых марок «РусБренд» и Ассоциация коммуникационных агентств России (АКАР).
Целью данного Кодекса, согласно утверждению его авторов, является формирование высоких этических стандартов рекламной деятельности и их соблюдение всеми участниками рекламного процесса.
Согласно документу, никакая маркетинговая коммуникация (реклама, продвижение товара, стимулирование сбыта и прочее) не должна содержать информации, которая прямо или косвенно может ввести потребителя в заблуждение. Нельзя также злоупотреблять доверием людей. Также кодекс запрещает использовать в рекламе информацию, нарушающую принципы морали и нравственности.
Как отметил Президент Ассоциации Коммуникационных Агентств России Сергей Коптев: «Кодекс станет основополагающим документом при формировании эффективной системы саморегулирования рекламной отрасли и стимулом для принятия необходимых самоограничений ее участниками».
Кодекс дополняет положения действующего законодательства. В частности, уточняются требования к содержанию маркетинговой коммуникации. Отмечается, что она не должна содержать информацию, которая прямо или косвенно, путем двусмысленности или преувеличения, может ввести потребителя в заблуждение. По мнению разработчиков, маркетинговая коммуникация не должна злоупотреблять доверием потребителя и/или использовать недостаток у него опыта и знаний. Вводятся дополнительные требования к использованию научных, технических и иных данных и терминологии. Сравниваемые характеристики товаров для представления в маркетинговой коммуникации должны отбираться добросовестно и быть сопоставимыми. Дополнены требования к проведению стимулирующих мероприятий, введены требования к осуществлению маркетинговой коммуникации с использованием интерактивных средств.
Кодекс был разработан на основе положений Консолидированного Кодекса практики рекламы и маркетинговых коммуникаций Международной Торговой палаты от 2006 года (International Chamber of Commerce, Consolidated IСС Code of Advertising and Marketing Communication Practice dated June,1, 2006), а также российской версии документа, подготовленной индустриальной рабочей группой под эгидой International Chamber of Commerce (ICC) в 2008.
Итоговая версия Кодекса обсуждалась с экспертами Федеральной антимонопольной службы, которые, проанализировав документ, пришли к выводу, что он не противоречит действующему законодательству. В ведомстве одобрили принятие такого кодекса и уверены, что уже необходимо формировать отраслевую саморегулируемую организацию (СРО), которая будет решать этические проблемы в рекламной отрасли, и сможет закрыть доступ на рынок недобросовестным рекламистам.
«Успешная реализация Кодекса позволит нам в обозримом будущем передать функции Экспертного совета по рекламе при ФАС России, касающиеся вопросов этики, тем ассоциациям, союзам, которые этот документ подписали», - прокомментировал подписание Кодекса заместитель руководителя ФАС России Андрей Кашеваров.
Как отметил Председатель Совета директоров «РусБренда» Давид Якобашвили: «Подписание Кодекса наглядно демонстрирует зрелость отечественного бизнеса, его растущую ответственность перед своими потребителями и обществом в целом».
Пока этот документ не является обязательным для исполнения всеми участниками рекламного рынка. Но он открыт для подписания, и все организации, которые хотели бы присоединиться и взять его за основу для своей деятельности, могут это сделать, констатировали организаторы мероприятия.
>
Сергей Жердяев
Специально для Информационного портала «Всё о саморегулировании» (Всё о СРО)
www.all-sro.ru