Сергей Гаврилов: «Главное – не форма собственности, а качество менеджмента»
Нет жёсткой зависимости между формой собственности и эффективностью предприятия, считает Сергей Гаврилов, председатель Комитета Госдумы РФ по вопросам собственности. Государство должно обеспечивать равную правовую защиту всем формам собственности, поэтому законодательные изменения обязаны служить укреплению института собственности в целом.
– Сергей Анатольевич, в ведении Комитета, который вы возглавили,
находятся вопросы защиты частной собственности. Как вы считаете, не является ли отток капитала из нашей страны неким индикатором беспокойства предпринимателей
по поводу защиты их собственности?
– Причин оттока капитала из России много. Одна из них связана со спекулятивным капиталом. Сейчас в связи с острым финансовым кризисом в странах
Запада там существенно выросла потребность в денежных средствах для
обслуживания больших государственных и корпоративных долгов. Вследствие этого
идёт как бы возврат спекулятивного капитала с рынков многих развивающихся
стран, в том числе стран БРИКС, к числу которых относится и Россия.
Безусловно, одной из причин оттока отечественного капитала является
недостаточный уровень защиты права собственности. Причём речь идёт далеко не только о несовершенстве законодательства, хотя и это имеет место, но в первую
очередь о ненадлежащем исполнении действующих законодательных норм. То есть
проблемы кроются в правоприменительной практике, в том числе в судебной
системе, больших сроках рассмотрения дел и нередко необъективным подходом
судей, особенно на первых инстанциях.
Таким образом, перед нами стоит задача модернизации законодательства, и здесь первостепенное значение имеют готовящиеся в настоящее время комплексные
изменения Гражданского кодекса, корпоративного законодательства, а также
законодательные меры по реформированию и повышению открытости судебной
системы.
“Надо совершенствовать налоговую систему, сделать её необременительной в первую очередь для производителя.”
– А что нужно предпринять, чтобы бизнес перестал прятать свои активы
в оффшорах?
– По моему мнению, здесь нужно работать по нескольким направлениям. С одной
стороны, надо принимать поправки к корпоративному законодательству, обязывающие
открывать конечного собственника – бенефициария, который сейчас часто
«прячется» за цепью оффшорных компаний, номинальных держателей акций. Это уже
сделано в банковской сфере, сейчас такая работа ведётся в отношении всех
контрагентов государственных корпораций, что имеет исключительное значение в аспекте противодействия коррупции. В дальнейшем полагаю возможным принятие
законодательных актов, существенно ограничивающих использование оффшорных схем
в отношении внешнеторговой деятельности компаний с государственным участием, а впоследствии, возможно, и всех остальных.
И конечно, надо совершенствовать налоговую систему, сделать её необременительной в первую очередь для производителя. Также необходимы
институциональные меры по стимулированию инвестиционного процесса внутри нашей
страны, укреплению доверия к судебной системе.
– Вы сказали о необходимости внесения изменений в законодательство.
Что, в частности, предлагается для защиты собственности?
– Например, мы совместно с Правительством РФ планируем внести ряд изменений
в закон о банкротстве, направленных на расширение использования процедуры
финансового оздоровления. Необходимо сделать так, чтобы банкротство не было
приговором для предприятия, и оно продолжало бы функционировать, пусть даже с другим собственником. Особенно это актуально для предприятий
оборонно-промышленного комплекса. В отношении государственных предприятий,
акционерных обществ с контрольным пакетом акций у государства нельзя допустить
использование процедуры банкротства как скрытую приватизацию.
Кроме того, необходимо усилить административную и гражданско-правовую, т.е.
материальную ответственность арбитражных управляющих, непосредственно
реализующих процедуры банкротства, за ненадлежащее исполнение своих
обязанностей, в том числе за бездействие, наносящее ущерб
предприятию-должнику.
– Как вы считаете, предпочтительна ли какая-либо форма собственности
для нашего общества в целом?
– В соответствии с Конституцией РФ в нашей стране признаётся и равным
образом защищается как государственная, муниципальная, так и частная
собственность. Таким образом, государство не должно в законодательном плане
устанавливать необоснованные привилегии ни для одной из форм собственности.
Вопрос в том, в каких сферах экономики целесообразно превалирование
государственной собственности, а в каких – частной. Например, я полагаю, что в оборонно-промышленном комплексе, железнодорожной инфраструктуре, добыче и транспортировке нефти и газа роль и участие государства, в том числе объём
государственной собственности в капитале соответствующих корпораций, в обозримой перспективе останутся весьма высокими. В ряде иных отраслей другие
формы собственности демонстрируют эффективность.
Необходимо помнить, что, по мнению ведущих экономистов, для предприятия, а значит, для его работников, для иных граждан, заинтересованных в наполнении
налогами доходов бюджетов всех уровней, главное – не форма собственности, а качество менеджмента. Нет жёсткой зависимости между формой собственности и эффективностью предприятия.
“Одной из причин оттока отечественного капитала является недостаточный уровень защиты права собственности.”
Возвращаясь к законодательству, могу сказать, что наш Комитет обеспечивает
реализацию конституционного положения о равной правовой защите всех форм
собственности. Основополагающим правовым актом в части защиты права частной
собственности является Гражданский кодекс РФ, о готовящихся изменениях которого
я уже говорил. После завершения этой работы необходимо будет серьёзно поправить
очень большое число федеральных законов, устанавливающих правовое положение
юридических лиц различных организационно-правовых форм. Мы рассматриваем эту
работу как одно из важнейших направлений защиты права собственности, в том
числе коллективной собственности работников «народных» предприятий, долевой
собственности участников таких новых организационно-правовых форм, как
инвестиционное товарищество.
– Почему, по вашему мнению, не снижается коррупционная составляющая
во взаимоотношениях власть – бизнес?
– За последние годы было принято много законодательных актов, целью которых
являлось противодействие коррупции, повышение прозрачности во взаимоотношениях
бизнеса и власти. В частности, в результате совместной работы Комитета по собственности и Правительства РФ в прошлом году был принят новый Федеральный
закон «О лицензировании отдельных видов деятельности», согласно которому
значительно сократился перечень лицензируемых видов деятельности, введены
бессрочные лицензии, электронный документооборот между соискателем лицензии,
лицензиатом и лицензирующим органом, упорядочен лицензионный контроль. В итоге
в сфере лицензирования вырос уровень прозрачности, что позитивно сказалось на развитии экономики. Также целесообразно двигаться по пути введения институтов
саморегулирования в тех сферах экономики, которые объективно готовы к такой
косвенной форме государственного регулирования.
Развитие институтов саморегулирования предпринимательской и профессиональной
деятельности мы считаем не менее важным направлением в противодействии
коррупции. Саморегулируемые организации утверждают стандарты деятельности своих
членов и обеспечивают надзор за их неукоснительным соблюдением. С помощью
механизма компенсационного фонда такие организации несут субсидиарную
ответственность за членов организаций, которые своими действиями или
бездействием нанесли ущерб потребителям или третьим лицам. Важно, чтобы
саморегулируемые организации работали прозрачно и честно, поэтому наш Комитет
будет уделять большое внимание совершенствованию как базового федерального
Закона «О саморегулируемых организациях», так и законов об отдельных видах
профессиональной деятельности, в которых действуют саморегулируемые
организации, – «Об оценочной деятельности в РФ», «О несостоятельности
(банкротстве)» и др.
И опять же необходимо повышение уровня доверия к судебной системе, это один
из важнейших вопросов, поэтому и приходится всё время возвращаться к нему.
“Необходимо усилить административную и гражданско-правовую, т.е. материальную ответственность арбитражных управляющих.”
– Учитываются ли при проводимой ныне приватизации ошибки прошлых
лет? И оправданно ли, что от государственного влияния уходят стратегические
предприятия?
– Конечно, просчёты прошлых лет учитываются. В минувшем году в законодательство о приватизации был внесён ряд назревших изменений, появились
новые способы приватизации, в том числе с использованием электронных торгов,
что снижает издержки и увеличивает эффективность продажи.
Что касается проведения запланированной Правительством РФ приватизации, то ситуация складывается следующая. В связи с мировым финансовым кризисом,
сползанием стран Запада в рецессию в 2011 году произошло сильное падение
фондового рынка. Соответственно, уменьшилась капитализированная стоимость
большинства наших крупных компаний и банков, в том числе тех, пакеты акций
которых запланировано приватизировать в 2012–2013 годах. В этих условиях и с
учётом неплохой ситуации с доходной частью федерального бюджета из-за
сохраняющихся высоких цен на нефть нет необходимости спешить и продавать
задёшево пакеты акций крупных компаний, целесообразно дождаться нового подъёма
рынка. Как известно, именно к этому склоняется и Правительство РФ, которое и принимает решение о приватизации каждого конкретного предприятия, о продаже
каждого пакета акций, находящегося в федеральной собственности.
И было бы правильно воспользоваться этой паузой для переосмысливания
органами законодательной власти, в том числе нашим Комитетом, перечня
акционерных обществ, акции которых планируется продать. Речь идёт и о
предприятиях оборонно-промышленного комплекса, где влияние государства должно
сохраняться через владение контрольным пакетом акций, посредством «золотой
акции», позволяющей блокировать решения акционеров, наносящих ущерб интересам
государства. Наш Комитет планирует наладить достаточно тесное взаимодействие с новым заместителем Председателя Правительства РФ Дмитрием Рогозиным, к сфере
ответственности которого отнесён ОПК. Эта работа уже началась, так как в вопросе об управлении и распоряжении промышленными активами в сфере «оборонки»
определяющее значение будет иметь именно позиция курирующего вице-премьера.
– На приветственной интернет-странице Комитета вы отметили, что
законотворческая деятельность Комитета по вопросам собственности будет
направлена на совершенствование российского законодательства, в том числе
упоминались и вопросы национализации. Что имелось в виду? О национализации в какой сфере идёт речь?
– Необходимость принятия закона о национализации непосредственно вытекает из Конституции РФ и Гражданского кодекса РФ. То, что такой закон необходимо
принимать, – это очевидный факт. Тем более что в нашей стране уже действуют
законы, содержащие положения о принудительном изъятии – выкупе для
государственных нужд земельных участков с расположенными на них объектами
недвижимости. Такие положения присутствуют в Земельном кодексе РФ и специальных
федеральных законах о проведении Олимпийских игр в Сочи и проведении саммита
АТЭС во Владивостоке. В последних двух законах детально прописаны процедуры
изъятия земельных участков и других объектов недвижимости у частных
собственников, в том числе при недостижении согласия между ними и государством
о цене выкупа. Во всех спорных случаях решающее слово за судом. В соответствии
с положением Конституции собственник, имущество которого изымается, получает
равноценную компенсацию взамен изъятого имущества.
Сейчас разворачивается широкое дорожное строительство, это и новая трасса
Москва – Санкт-Петербург, и ЦКАД, и др. Во всех случаях будет необходимо
изъятие земельных участков. В этой связи необходимо принять базовый федеральный
закон об изъятии земельных участков и расположенных на них объектов
недвижимости, поскольку его принятие позволит защитить права граждан, которые,
как мы видим на примере Сочи, зачастую нарушаются. А с другой стороны, позволит
пресечь попытки спекулировать землей в преддверии изъятия. Нужно понимать, что
изъятие – одна из форм национализации. Также основанием для изъятия может быть
неиспользование по целевому назначению земли сельскохозяйственного назначения,
земельного участка, выделенного под строительства, например, жилья, и другие
случаи.
Также возможно установить и иные основания изъятия предприятия как
имущественного комплекса из частной собственности – для обеспечения
стратегически значимых интересов РФ в области обороны, безопасности
государства, в том числе экономической безопасности. Через механизм
национализации может быть исправлен ряд ошибок, допущенных при приватизации, в частности в энергетической сфере и минерально-сырьевом комплексе. Однако в любом случае частные собственники имеют право на возмещение, а как определить
его – вопрос закона о национализации.
Не исключено, что в перспективе будут рассмотрены законопроекты,
устанавливающие и некоторые иные основания для национализации, – например,
грубые нарушения собственником предприятия прав работником, нанесение ущерба
окружающей среде и т.п. В этом случае необходимо определиться в отношении того,
что может являться объектом национализации – имущественный комплекс предприятия
или акции, принадлежащие акционерам.
Нужно учитывать и зарубежный опыт, аналогичные законы разработаны и давно
действуют в странах Европейского Союза, например, в Германии, с которой у нашего Комитета налажено сотрудничество в развитии законодательства об имущественных отношениях.
Главное, подходить к рассмотрению всех этих вопросов без политической
составляющей, на профессиональной основе, с позиции защиты интересов гражданина
и общества в целом.
– Как вы считаете, влияет ли развитие института частной
собственности на соответствующее формирование гражданского общества в целом?
– Наличие самого института частной собственности, а его участниками являются
десятки миллионов наших граждан, в собственности которых находятся квартиры,
дачи, садовые участки, гаражи, безусловно, влияет на развитие гражданского
общества. Поэтому Государственная Дума и, в частности, наш Комитет обязаны
постоянно работать над совершенствованием законодательной базы для защиты прав
собственности в различных аспектах – собственность на объекты недвижимости
различных категорий, акции акционерных обществ, доли в обществах с ограниченной
ответственностью, паи в кооперативах и т.д. При этом необходимо разумно
сочетать права собственника с ограничениями на использование собственности,
если ущемляются интересы других граждан общества в целом. Таким образом, одна
из главных задач развития законодательства в сфере защиты прав собственности – поиск оптимального баланса прав собственника и его ответственности за их
использование.