19.05.2012 20:20:58
Совсем забыл. Вот великолепный пример критического разбора стихотворения. До такого уровня мне ещё расти и расти. Многие его конечно уже читали, но тех кто видит этот текст впервые предупреждаю. Наберите больше воздуха в лёгкие и постарайтесь не упасть со стульев!
ВТОРОЙ ЗАХОД НА СТИХИ
Прогулки по тексту стихов не принесли желаемых ответов. Но осталось ощущение, что в стихах кроме отображенных в тексте персонажей, есть и другие, которые словно выглядывают из-за полей страниц. И если они не заметны при прямом взгляде на текст, то откроются при боковом взгляде.
Снова и снова перечитывая стихи, обращаю внимание на такие, казалось, второстепенные слова, как: «гадкий утенок… слывет за урода… щелкают пасти». Кажется, что автор ведет с кем-то непрерывный диалог, от кого-то защищаясь и пытаясь самоутвердиться. За текстом явно стоят ОНИ - чуждые автору, и с которыми он находится во внутреннем конфликте.
Не озадачиваясь созданием собственного образа, автор заимствует его из сказки Андерсена, в которой взрослые птицы не принимают «гадкого утенка», птенца - подростка.
В этом, действительно, есть некоторая аналогия. Пора «гадкого утенка» – это тот возраст, когда подросток стремится вырваться из-под влияния взрослых и утвердить своё Я. Это и время первых стихов, и радости от возможности вылить в них свои эмоции. Этот конфликт подтверждается строчкой, которая прежде казалась лишней в стихах: «И кажется – лёд никогда не растает», где «лед» - степень отношений с НИМИ, с которыми уже потеряно понимание.
Ситуация очень знакомая. У некоторых этот конфликт с НИМИ - а это, как правило, родители - затягивается на долгие годы.
Но на этом сходство заканчивается.
Но конфликт сказки Андерсена , не несет высокого духовного содержания. Он разрешается естественным образом, в котором нет никакого чуда. Подложив чужое яйцо, утке создали ложную ситуацию, не предусмотренную её природой. Странного утенка не принимает двор не потому, что он умен, талантлив или глуп, а потому что он просто ДРУГОЙ породы, это дикая птица. И когда пришло время, утята окрепли, повзрослели, встали на крыло и улетели. И если здесь есть момент чудесного то он только в сознании домашних птиц и домашних животных, не умеющих летать.
Однако, автор, настаивает на чуде преображения утят в лебедей, и восхищается им:
«Гляди – лебединая стая взлетает…
А стаду взлететь ну никак невозможно!»
Но тем самым он вторит уткам и несушкам, поросятам и овцам. Для них, несведущих, это чудо!
Взлет птиц от корыта, из которого они кормились - это невероятное, если смотреть с точки зрения утиного стада! Или домашней скотинки,- той, которая, говоря авторскими словами, «щёлкает пастью при слове «элита».
К сожалению, поэт не заметил, как его точка зрения переместилась с авторской, находящейся над ситуацией, на точку зрения осуждаемых им персонажей.
А с этой точки зрения духа сказать что либо путное об элите невозможно. Надо самому занимать высокую, достойную своей темы точку зрения и соответствующую форму поэтического высказывания. Чего пока не произошло.
* * * * *
Нет, не в подпольных гениях видится мне будущие лидеры и творцы. Элитные свойства и черты видны в детях и юношах лишенных страха перед обстоятельствами, хорошо ориентирующихся в условиях жизни, которые воспринимают их как непреложную данность для решения, а не как наказание. В тех, кто силен духом, кто не будет забиваться в щели и подземелья и кисло кривиться перед несправедливостью власти и ложью, а твердо поставит все на свои места и назовет своими именами. В тех, кому по силам пойти против системы и найти в том себе подобных. Примеров этому множество. Теперь дело за «мастерами пера», способными их ярко описать.
Не найдя в стихах «Элита» соответствия таким ожиданиям, автор не теряет надежды, что современная элита все же проявит себя в стихах и статьях, в том числе, и на нашем портале. Ждем от том вестей.
А вот само критикуемое произведение из которого удалось высосать тайный смысл.
Как ел скотный двор, так и ест из корыта,
И гадкий утёнок слывёт за урода,
И щёлкают пасти при слове «элита»,
Не вписанном в листик «простого народа».
Но только элита – позвольте ремарку! –
Умеет держаться от стада подальше,
Не путать яичницу с божьим подарком
И честно кривиться от позы и фальши,
И серость не звать «приблизительно белым»,
И с совестью быть почестней и построже,
И не продаваться – частями и в целом,
Пусть даже не купят и рукопись тоже.
Элита живёт и легко, и сурово.
Не в деньгах и счастье её, и печали.
Элита – духовна. Элите не ново
Дворы подметать и ютиться в подвале.
И кажется – лёд никогда не растает,
Но правда одна, и она непреложна:
Гляди – лебединая стая взлетает…
А стаду взлететь ну никак невозможно!