Многоквартирными домами будут управлять саморегулируемые организации
Сфера управления многоквартирными домами (МКД) на сегодняшний день развивается довольно динамично. Однако остается проблема неэффективного управления
Нет правил и требований к профессиональной деятельности, не разработаны стандарты качества работ и услуг по управлению МКД, не установлена четкая ответственность участников рынка. Все это приводит к злоупотреблениям — как со стороны государственных органов власти, так и участников рынка. Возникает недобросовестная конкуренция, предлагаются некачественные услуги, и все это непосредственно затрагивает граждан.
По данным экспертов, в силу того, что не сформирован профессиональный рынок жилищных услуг, совокупные финансовые потери граждан и бюджетов всех уровней составляют около 158 миллиардов рублей в год. Необходим действенный механизм, направленный на определение основных правил и требований к осуществлению деятельности в сфере управления МКД и контроль над их соблюдением.
Подготовлен ко второму чтению проект закона «О внесении изменений в Жилищный кодекс и отдельные законодательные акты РФ». Согласно ему вводится обязательное саморегулирование в сфере управления МКД. По замыслу авторов законопроекта, это позволит навести определенный порядок в сфере, создать системы стандартов качества, профессиональной ответственности участников рынка, обеспечивающие добросовестную конкуренцию на рынке услуг ЖКХ.
Цель саморегулируемой организации (СРО) – упорядочение деятельности ее участников. Законопроект предусматривает обязательное членство в СРО лиц и организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами. Субъектами саморегулирования в этой сфере являются управляющие организации и объединения собственников, созданных в МКД, площадь жилых помещений которых более 3000 квадратных метров. При этом они должны управлять МКД самостоятельно, без заключения договора с управляющей организацией. Это дает участникам рынка возможность работать по единым и понятным стандартам и правилам, разработанным и утвержденным СРО при их участии.
Также саморегулируемая организация контролирует выполнение утвержденных ею стандартов и правил, а члены организации несут ответственность, в том числе и финансовую, за выполнение этих требований.
Вводятся обязательные механизмы обеспечения имущественной ответственности участников СРО: формирование компенсационного фонда, а также (по усмотрению СРО) – требование от своих членов обеспечивать страхование их гражданской ответственности. Это позволит своевременно и в должном размере возместить гражданам вред, причиненный в результате действия или бездействия членов СРО. Организация несет субсидиарную ответственность по обязательствам своих участников, объем которой ограничен размером компенсационного фонда.
Саморегулируемые организации, контролируя своих членов, смогут оперативно реагировать и решать возникающие проблемы в разрезе отдельного управляемого объекта. В рамках организации создаются специализированные органы: по контролю над членами СРО, рассмотрению дел о применении мер дисциплинарного воздействия — вплоть до исключения из СРО, что ведет к запрету осуществления деятельности в сфере управления МКД сроком до 3 лет. Заложена возможность применения досудебных механизмов в решении спорных вопросов (процедура медиации).
Законопроект предполагает создание Национального объединения СРО. По задумке авторов документа, это позволит разрабатывать единые (федеральные) стандарты и правила деятельности, обязательные для исполнения всеми участниками СРО и обеспечит эффективный и оперативный механизм самоконтроля. Одной из основных функций этого органа является участие в организации непрерывного профессионального обучения работников и членов саморегулируемой организации. Для реализации поставленных задач перед Национальным объединением вводится обязательное членство в нем каждой СРО.
Госконтроль над деятельностью СРО и их Национальным объединением будет осуществляться специальным органом власти, уполномоченным правительством РФ. В вединии этого органа будет и единый государственный реестр созданных СРО.
Законопроект позволит формированию профессионального и компетентного «контрагента», который может представлять сферу и распространять положительную практику, оказывая помощь добросовестным участникам рынка и выявляя недобросовестных. В то же время такой «контрагент» обязан взаимодействовать как с субъектами рынка и государственными органами, так и с гражданами и их объединениями.