Отчет об интернет-интервью
Отчет об интернет-интервью
с начальником отдела по контролю за деятельностью
саморегулируемых организаций арбитражных управляющих
Управления Федеральной регистрационной службы по Ярославской области
Ковалевой Ольгой Алексеевной
5 октября 2010 года, Ярославль
Уважаемая Ольга Алексеевна !
1. Расскажите о сфере деятельности Вашего отдела.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области в соответствии с Типовым положением о территориальном органе Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 05.10.2009 г. № 395, наделено полномочиями по контролю и надзору в сфере саморегулируемых организаций.
По поручению Росреестра (центрального аппарата) отделом по контролю и надзору в сфере саморегулируемых организаций Управления проводятся проверки саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, саморегулируемых организаций оценщиков, а также их филиалов и представительств, находящихся на подведомственной территории. В Ярославской области зарегистрированы 2 представительства саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, а также осуществляют деятельность представители 11 саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.
Наряду с названной выше функцией, Управление в соответствии с пунктом 3 статьи 29 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" полномочно возбуждать дела об административных правонарушениях в отношении арбитражных управляющих и обращаться в суд с соответствующим заявлением о привлечении арбитражных управляющих к административной ответственности.
В данном направлении отделом осуществляется взаимодействие с правоохранительными органами по вопросам, входящим в компетенцию Управления, а также информационное взаимодействие с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, в том числе на основании заключенных соглашений.
Следует также отметить, что Управление принимает участие в организации подготовки арбитражных управляющих, проведении и приеме теоретического экзамена по единой программе их подготовки, а также выдает свидетельства установленного образца о сдаче теоретического экзамена по программе подготовки арбитражных управляющих.
2. В каких рамках Вы осуществляете контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих?
Предметом проверок, проводимых Управлением в отношении саморегулируемых организаций, является, прежде всего, соблюдение ими федеральных законов и иных нормативных актов Российской Федерации, регулирующих деятельность саморегулируемых организаций.
3. Какими источниками Вы пользуетесь для выявления нарушений?
Правовых источников, а именно нормативных актов которые мы используем при реализации своих полномочий достаточно много, но прежде всего это Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" и Федеральный закон от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях".
Применительно к практике, в части нарушений допускаемых арбитражными управляющими, скажу, что сотрудники отдела активно принимают участие в судебных заседаниях по делам о банкротстве, а также в собраниях кредиторов, что способствует своевременному выявлению административных правонарушений, допускаемых арбитражными управляющими и оперативному принятию мер реагирования.
В случае наличия хотя бы одного из поводов, установленных пунктами 1 и 2 части 1 и частью 1.1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП), и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, а также выявления административного правонарушения, сотрудники отдела вправе возбуждать дела об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена статьей 14.13 КоАП и составлять протоколы об административных правонарушениях.
4. Как сказалось появление саморегулируемых организаций на деятельности арбитражных управляющих?
Согласно статье 2 Федерального закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" содержанием саморегулирования как деятельности являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил. Это неплохо, поскольку позволяет саморегулируемым организациям (СРО) контролировать не только допуск к профессии, но и существенно влиять на деятельность его членов. Зачастую СРО даже более эффективно осуществляют контроль, чем государственные органы. И с каждым годом институт саморегулирования приобретает очень широкий размах.
Законом о банкротстве на СРО арбитражных управляющих также возложена функция контроля за деятельностью своих членов. В целях осуществления указанной функции саморегулируемыми организациями предусмотрено проведение проверок, в том числе и по жалобам на действия арбитражных управляющих. Однако практика работы Управления показывает, что саморегулируемые организации редко усматривают нарушения законодательства в действиях своих членов. В 2010 году практически все жалобы на действия арбитражных управляющих, поступившие в Управление (на сегодняшний день таких жалоб - 38), были направлены на рассмотрение в саморегулируемые организации. При этом нарушения в действиях арбитражных управляющих были выявлены только в 6 случаях.
На мой взгляд, для осуществления контрольных полномочий данные организации не обладают достаточными возможностями. Дело в том, что Закон о банкротстве предоставляет СРО право участвовать в арбитражном процессе лишь по вопросам, связанным с утверждением, освобождением или отстранением арбитражных управляющих и жалобами на их действия. СРО арбитражных управляющих не является ни участником дела о банкротстве, ни участником арбитражного процесса, и как следствие, не имеет доступа к материалам дела о банкротстве. Но даже возможность знакомиться с материалами дела не может обеспечить полноценной информации о ходе рассмотрения дела о банкротстве в связи с отсутствием у СРО процессуальных прав на непосредственное участие в заседании суда.
Кроме того, отсутствует открытая процедура рассмотрения совместно с СРО информации о допущенных арбитражными управляющими нарушений.
5. Последние изменения, внесенные в закон 127-ФЗ носят принципиальный характер?
Федеральным законом от 09.07.2010 № 219-ФЗ, вступившим в силу со дня официального опубликования (опубликован в "Российской газете" 30.07.2010), внесены изменения в том числе в статьи 2 и 45 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 127-ФЗ.
Данные изменения напрямую коснулись деятельности, которую осуществляет орган по контролю и надзору в сфере саморегулируемых организаций, но характер их, скорее, уточняющий, чем принципиальный.
В частности признан утратившим силу пункт 8 статьи 45 Закона о банкротстве, который предусматривал, в случае непредставления в установленном порядке кандидатуры арбитражного управляющего, обязанность органа по контролю (надзору) обеспечения представления кандидатуры арбитражного управляющего другой саморегулируемой организации. Законодатель посчитал данную функцию по контролю (надзору) избыточной и подлежащей исключению.
Что касается изменений в статью 2 Закона о банкротстве, в части уточнения понятия органа по контролю (надзору), то оно не повлияло на порядок исполнения Управлением полномочий, предоставленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и пунктом 3 статьи 29 Закона о банкротстве.
6. Если возможно, прокомментируйте наиболее важные моменты из практики процедуры банкротства.
Проблема банкротства является довольно актуальной. Статистика показывает, что количество предприятий - банкротов растет с каждым годом.
К сожалению, законодательство о банкротстве лишь показывает последствия, которые ощущают предприятия в своей деятельности, а именно когда накопленная задолженность превышает стоимость активов и, даже распродав все имущество, предприятие не может погасить все долги, восстановить платежеспособность.
Закон предоставляет широкие возможности по сохранению должника, не уменьшая при этом значения конкурсного производства. Так, Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" 2002 года была введена новая процедура с наименованием "Финансовое оздоровление". Однако, об эффективности финансового оздоровления говорить не приходится, поскольку применяется оно крайне редко. Эффективность процедуры внешнего управления также чрезвычайно низка. Зачастую конкурсное производство, открытое с большим опозданием, уже не может быть эффективным, поскольку огромные издержки внешнего управления и расходы по текущим обязательствам не позволяют удовлетворить требования кредиторов в том объеме, на который они вправе были рассчитывать при немедленной ликвидации. В связи с этим, все чаще раздаются предложения об отказе от реабилитационных процедур, исключении их из Закона о банкротстве и введении единой процедуры - конкурсного производства, в рамках которой происходит либо ликвидация должника, либо заключение мирового соглашения.
Вместе с тем, Минэкономразвития России ведется подготовка многочисленных поправок в Закон о банкротстве, направленных на совершенствование реабилитационных процедур. Что из этого получится, покажет время.