Мой сайт 
Суббота, 23.11.2024, 07:07

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | | Регистрация | Вход
Меню сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » 2013 » Март » 10 » Интервью с алексеем лопаткиным
11:09
 

Интервью с алексеем лопаткиным

Интервью с Алексеем Лопаткиным

Интервью с директором компании «УКС Авитек».

24.10.2011

Саморегулируемая организация строителей области не оправдала возложенных на нее надежд и так и осталась навязанной сверху надстройкой. А кировскую Гордуму можно, в принципе, упразднить за ненадобностью... Такие мысли высказал в интервью газете «Бизнес Новости» директор компании «УКС Авитек» Алексей Лопаткин, депутат той самой Горудмы. Импульсивно? Возможно. Зато честно.

Малоэтажная утопия
Вопроса «с чего начать разговор с Алексеем Михайловичем» не стояло в принципе. Буквально накануне интервью у редакции вышел небольшой спор с руководителем департамента экономического развития Алексеем Коршуновым. В номере от 17 октября «Бизнес Новости» предположили, что планы правительства по вводу жилья (в прогнозе социально-экономического развития региона сказано: к 2014 году будет введено 530 тыс. кв. метров) не реальны. После этого Алексей Дмитриевич долго объяснял нам, что мы не полностью владеем информацией, делаем не верные выводы и вообще спрашиваем не тех экспертов... С просьбой «рассудить кто прав» я обратилась к Алексею Лопаткину. Он как раз только что вернулся из Австрии (с горнолыжного курорта). Свежие мысли, новые взгляды.

Алексей Михайлович, может, мы действительно спрашиваем каких-то не таких экспертов? Скажите, мы зря обидели департамент?
- Конечно, это далекие от реальности цифры. Знаете, сколько бы нам ни говорили «сладко», во рту от этого слаще не становится. Власти пытаются делать ставку на малоэтажное строительство, но это не совсем верно. Хотя на самом деле суть даже не в том, какое это будет жилье - малоэтажное, многоэтажное. Важно ответить на вопрос: кто это жилье будет покупать? Если человек может себе позволить приобрести только квартиру-студию (а по сути комнату с удобствами) размером 25 квадратных метров за 700-800 тыс. рублей, то что «малоэтажного» можно построить за эти же деньги?

Судя по интонации вопроса... благоустроенный туалет?
- Не факт, что этих денег хватит даже на подведение коммуникаций. Малоэтажное жилье не социально ориентированное. И когда департамент начал готовить к утверждению программу жилищного строительства до 2014 года, все члены союза строителей (а это наиболее крупные застройщики города) предупредили: приоритеты расставлены неверно. Но к нашему мнению не прислушались. Сейчас на что-то обижаются... Мы не можем себе позволить заниматься домостроительством, как в более развитых странах. Дома - для среднего класса и богатых. Как говорил Уильям Левитт (основатель легендарных Левиттаунов, «одноэтажной Америки» в послевоенные годы), человек никогда не станет коммунистом, если у него есть свой дом. Но в нашей стране домостроение пока - утопия. Богатых и среднего класса, по моим субъективным ощущениям, у нас процентов, наверное, 30. Поэтому градостроительство ограничивается квартиростроительством. Квартиры - для бедных.

А строить такие дома, как у Левитта, чтобы в них было все необходимое для жизни и при этом они были недорогие, нельзя? Никто ведь не просит хоромы с золотыми унитазами...
- Да не реально это, поверьте. Я много домов построил, в том числе свой дом. Не получается... Это как в сказке, помните, про жадного вартана, который заказал у скорняка 7 шапок из одной шкуры. Мораль там была такая: «больших семь шапок из овцы не выкроишь никак». Дом за 800 тысяч можно сделать. Например, построить сруб с туалетом на улице и колодцем. Но никому такой дом будет не нужен.

Тогда из чего исходят наши власти, делая ставку на малоэтажку и рисуя такие цифры по вводу жилья?
- Вы знаете, я согласен в этом плане с Михаилом Прохоровым. Сегодня в стране президентская власть. Глава государства сказал «Надо!», и все побежали делать, не разобравшись, прав ли он, есть ли предпосылки для реализации его задумок. Такая «дисциплина» ни к чему хорошему не приводит. Чтобы все эти замечательные планы по малоэтажному строительству выполнить, надо сначала повысить платежеспособный спрос. Это самая основная задача государства, которая сегодня ни коим образом не решается.

Исключение для Миронова

Но ведь вышла же в прошлом году Кировская область на первое место в ПФО по темпам ввода жилья. И квартиры особо не «залеживаются»...
- Я думаю, в скором времени все вернется на круги своя, а Кировская область - на законное место в ПФО.

В этом году, в принципе, уже не столь впечатляющие успехи.
- Прошлогодний успех был связан с компанией «Кировспецмонтаж». Они, несмотря на кризис, взяли площадку «Чистые пруды» и под значительным административным давлением, но при административной поддержке, начали строительство. Смотрите как получается... Мы строим в таких условиях, что у нас с одной стороны административные барьеры, а с другой - никакого административного давления нет: не хотите строить - не стойте. На «Кировспецмонтаж» давили, чтобы они много и быстро строили. Но и барьеры им помогали убрать.

Что значит помогали? Всем не помогали, а им помогали?
- Небольшой пример: чтобы решить вопрос строительства газовой котельной в микрорайоне, необходимо получить квоты на газ в Нижнем Новгороде, соответствующее решение департамента и так далее. Таких моментов множество, и в обычных условиях процесс согласования может растянуться на года. В случае с «Солнечным берегом», к примеру, это все решилось за пару месяцев.

Получается, если власть захочет, она может убрать барьеры для бизнеса. Но, видимо, не хочет?
- Проблема в том, что взаимоотношения бизнеса и власти строятся от обратного. Не чиновник работает для того, чтобы бизнес развивался (потому что бизнес - это локомотив развития). Сегодня мы работаем вопреки действиям чиновников. Это система такая. И сама система себя поменять не захочет.

Но ведь для Миронова сделали исключение?
- Проще сделать исключение, чем менять систему.

А вам не обидно? Только и слышно везде про «Кировспецмонтаж». Недавно выделили федеральные деньги на строительство дорог и детских садов в «Чистых прудах» и «Солнечном берегу».
- Нет, совершенно не обидно. Они молодцы. Я наоборот радуюсь, что у нас есть такие ребята - отчаянные, смелые, профессиональные.

А что, если бы вам предложили такие условия, вы бы отказались?
- В 2009 году, когда все перестали покупать жилье, мы стояли перед выбором - остановить строительство 16-этажного дома на 12-м этаже, чтобы не вкладывать туда деньги, или продолжать стройку? Выбрали второй вариант. Но финансовый риск был значительный. Так вот финансовый риск компании «Кировспецмонтаж» в этом проекте был значительнее нашего в 100 раз. Поэтому я говорю: они отчаянные и смелые. Они не побоялись рискнуть, когда заходили на «Чистые пруды», в «Солнечный берег». И я только приветствую таких людей, они свое дело знают и делают его хорошо.

Вы не собираетесь посотрудничать с Фондом РЖС?
- Пока нет, не собираемся. То, что они сейчас предлагают, на мой взгляд, - еще более рискованное вложения, чем тогда делал «Кировспецмонтаж».

То есть вы выбираете не рисковый путь развития?
- Наверное, да. Мы стараемся жить по средствам. Может быть, благодаря такой политике, мы не идем в лидерах отрасли, но зато мы стабильны и нам можно доверить деньги. Благодаря тому, что мы стали строить жилые комплексы, мы увеличили объемы в этом году на 40% по сравнению с прошлым годом, и в следующем году в планах такой же рост.

От получки до получки

То есть у вас неплохо идут дела, «Кировспецмонтаж», по всей видимости, хорошо развивается, активно строит «КССК» и другие. Даже, казалось бы, совсем гиблый проект «Урванцево» и то пытаются достроить. И при этом все в один голос утверждают, что отрасль никак не оправится от кризиса. Как это так?
- «Урванцево» - не то чтобы гиблый проект... Застройщики взялись за эту площадку, так как других готовых строительных площадок нет. А там все же построили дорогу, решается вопрос с канализацией, водопроводом. Уже столько денег было потрачено на этот проект, что теперь он имеет право на жизнь. А что касается отрасли, то она живет «от получки до получки». То есть не умирает, но и резервов для резкого движения вперед у большинства участников рынка нет. Рентабельность с 25-30% снизилась до 12%. Давайте посчитаем... Оборачиваемость денег в строительстве в среднем 1,5-2 года. То есть за счет рентабельности мы можем только догнать инфляцию. И если сейчас она где-то 10%, то в этом году, по моим ожиданиям, будет процентов 15.

Что будет с ценами на жилье?
- Будут расти дальше. Резкий подъем цен происходит каждые три года. Сегодня мы в конце трехлетнего периода стагнации. Уже сейчас цены начали расти. Стоимость железобетона в марте была на 20% дешевле. А эта статья расходов занимает 25% от себестоимости строительства. То есть 5% роста цен на жилье дало только подорожание железобетона. И мы тоже поднимаем цены, иначе у нас и той небольшой рентабельности не останется. Думаю, к концу года квадратный метр подорожает по сравнению с началом года на 15%. И в следующем году рост продолжится. Население активно избавляется от денежной массы, что тоже влияет на стоимость жилья. Сегодня ни доллары, ни евро не дают гарантии сохранности денег. Люди ожидают новую волну кризиса, опасаются политических изменений после выборов, поэтому предпочитают вложиться хотя бы в недвижимость.

Недвижимость - это надежные инвестиции?
- Да. Роберт Кийосаки сказал: «мы зарабатываем на недвижимости не когда продаем, а когда покупаем». Те, кто купил пару месяца назад, очевидно заработали. Сегодня люди еще имеют шанс заработать, и многие к этому стремятся.

И, получается, подогревают рынок.
- Подогревают. Но денежная масса, которая сейчас расплескивается, не бесконечна. Она рано или поздно закончится. И снова наступит стагнация на рынке.

Вы тоже избавляетесь от денежной массы?
- Да, строим торговый центр, диверсифицируем вложения.

Несогласованный город

Алексей Михайлович, вы упомянули, что есть проблема нехватки готовых площадок в городе под застройку. То же самое твердят, наверное, все строители. К вам прислушиваются? Что делают?
- К этой проблеме надо подходить системно. Например, в начале нулевых в структуре администрации был профильный заместитель, которому были делегированы права в отношении строительного процесса, начиная от выбора земельного участка и заканчивая вводом в эксплуатацию. Сегодня борьба с коррупцией дошла до того, что никто ни за что не отвечает в конечном результате. Есть управление по делам муниципальной собственности, которое занимается вопросами собственности и земли, и есть управление архитектуры и градостроительства. Но как можно заниматься градостроительством без земли? В результате мы ходим между двумя управлениями и никто не принимает на себя ответственность за решения. И ничего не решается. Мы высказывали свои предложения на встрече с Алексеем Борисовичем Кармановым, но никаких решений не принято. Работать в этой ситуации невозможно. Потому что никто не заинтересован в конечном результате.

Ну почему же, все заинтересованы, чтобы в отчетах стояла как можно большая цифра по вводу жилья.
- Да, вот и Владимир Путин призывает строить ежегодно из расчета квадратный метр на человека. Только от этих заявлений у людей, для которых строятся эти квадратные метры, денег больше не становится.

Что вы... педагогам зарплату повысили, медикам.
- На эту добавку люди могут купить себе две банки красной икры. Но не квартиру. Я еще раз говорю: нужно решать проблемы системно, повышать платежеспособный спрос, уменьшать административные барьеры.

Есть и другой подход. Некоторые компании не ждут, пока административные барьеры уберутся, просто строят без разрешений. Как вы к такой практике относитесь?
- Это была нормальная практика в середине 90-х. Сегодня это не правильный подход. Но не всегда компании, которые ведут строительство без разрешений, преследуют какие-то антизаконные цели. Это зачастую как раз следствие административных барьеров. Если не решить их быстро, можно оставить без работы коллектив. У нас был такой случай. Мы расселили два жилых дома. А между домами была тропинка, которая не принадлежала никому. Так вот нас пытались заставить купить эту тропинку на аукционе. Уже даже начали формировать земельный участок на продажу, но выяснилось, что строить на нем нельзя, потому что он попадает в противопожарные зоны обоих домов. Только тогда нам согласовали проект. Но прошло полгода. За эти полгода рабочие сделали объем имеющихся работ, если бы вопрос затянулся еще на какое-то время, люди остались бы без работы. Мы успели согласовать. А кто-то может не успеть. И тогда встанет выбор — строить без разрешения или распустить коллектив. Есть, конечно, и просто обнаглевшие строители, которым законы по барабану. Но чаще предприниматели строят без разрешений вынужденно.

А как-то можно ускорить согласовательные процедуры?
- Ситуацию не изменить, пока город не начнет самостоятельно эксплуатировать сети. Сегодня все сети в руках частных компаний. Договариваться и согласовывать работу очень сложно. Город же, вместо того, чтобы выполнять свою истинную миссию - создавать для своих жителей максимально-комфортную среду обитания — зарабатывает на продаже и аренде собственности.

Новая энергетика
Но, согласитесь, вернуть все сети городу теперь уже не так-то просто. Зато почти вся оппозиция в последнее время выступает с предложениями заставить коммунальщиков заморозить тарифы, чтобы облегчить жизнь людям. Вы когда-то тоже выступали за «заморозку». Все еще поддерживаете эту идею?

Я считаю, что заморозить тарифы реально. Пусть они сокращают свои затраты. Например, в качестве обоснованных затрат для коммунальных систем принимается фонд оплаты труда согласованный с профсоюзной организацией. Представляете? Я например скажу: давайте сделаем директору компании оклад в 1 миллион рублей в месяц. Согласую это с профсоюзной организацией и будем считать такую зарплату обоснованными затратами. Здорово? Я бы так хотел жить. Так вот если бы все эти хитрости обрезать, то как раз, я думаю, можно было бы целый год не повышать тарифы.

А как же ежегодно возрастающие затраты, прорывающиеся трубы и так далее?
- Вообще, если говорить про сети, то я не представляю себе будущее через 20 лет. Останутся сети канализации и водопровода, но что будет с тепловыми сетями даже подумать страшно. Например, в Европе существует государственная политика, согласно которой каждый дом имеет свой теплоисточник. Потому что подавать горячую воду под давлением под землей на тысячи километров неэффективно. Это огромные потери тепла, огромные вложения на поддержание сетей.

Хорошо, вся система неэффективна. Но мы же от нее отказаться не сможем?
- В Европе государство начало датировать частным собственникам установку пелетных котлов. Понимая экологичность, возобновляемость ресурса, меньшую импортозависимость, власти приняли стратегическое решение и начали его реализовывать. Все реально. Только в России таких стратегических решений на властном уровне никто не принимает. У нас пока только отдельные руководители предприятий делают собственные энергоустановки. Директор «Искожа», например, молодец. Но у него завод, а у нас разбросанные в разных местах стройки, не можем же мы каждую снабдить своей энергией. Но в этом направлении двигаться обязательно нужно. Европа показывает нам пример, как можно избежать коммунального коллапса. Мы планируем реализовать этот европейский подход в проекте «Северные ворота». Там будут малоэтажные, но тем не менее многоквартирные дома с автономной системой водоснабжения и теплоснабжения. Хороший пример есть в Чебоксарах. Там в центре города стоит дом, и в каждой квартире свой отопительный котел.

Это окупается?
- Разумеется. Люди платят в 4 раза меньше. И нет никаких проблем ни с прорванными теплотрассами, ни с опрессовками, ни с потерями тепла. И воду никто не отключает.

СРО — лишняя надстройка

Алексей Михайлович, еще одна спорная тема. Саморегулируемая организация строителей области (СРО) себя оправдала?
- Появилась финансируемая за счет строителей надстройка, которая пока только надстройкой и остается. Вроде бы разрабатываются какие-то стандарты. Но добросовестные компании и без того эти стандарты соблюдают. К тому же, выполнение стандартов контролируется государственными инспекторами, Ростехнадзором, Роспотребнадзором. А те, кто не желает иметь дело с СРО, запросто покупают нужное свидетельство в метро за 30 тысяч рублей и спокойно работают. Так что пока скорее нет, не оправдала.

Но вы, между тем, состоите в правлении СРО.
- Мы ведь от этого ничего не получаем. И потом, сама идея создания саморегулируемых организаций не плохая, но проект недостаточно продуман. Деньги, которые мы собираем, не идут на улучшение деятельности строительных организаций и качество строительства, и могут быть использованы на административные вопросы.

А зачем тогда все это? Собрать со строителей деньги, чтобы решить «административные вопросы»?
- Получается так. Без этого свидетельства Ростехнадзор не позволит нам строить и сдавать объекты. Плюс СРО в том, что они помогают добросовестным компаниям исправить свои ошибки. У нас работают хорошие специалисты, которые действительно могут помочь. Все остальные достижения СРО - на бумаге.

Бесполезная Гордума

Чувствуется некое разочарование в вашем голосе... А еще я слышала такую новость, что вы не собираетесь в следующий созыв Гордумы.
- Нет, не собираюсь.

Тоже разочаровались?
- В какой-то момент я почувствовал себя борцом с ветряными мельницами. Мое мнение, как мнение одного из 36 депутатов, не является решающим. А чтобы убедить большинство в своей правоте в каких-то профессиональных вопросах, нужно, чтобы люди тоже были профессионалами в этой сфере.

В общем от вас там ничего не зависит.
- Вроде того. У меня вообще создалось впечатление, что этот орган на муниципальном уровне не нужен. Если бы решения принимал мэр города, как раньше было при Киселеве, то ничего бы не изменилось.

Мне кажется, сегодня так и происходит. Нет?
- Сегодня вообще в системе местного самоуправления путаница. Есть глава администрации, дума, глава города, который также является депутатом - их функции настолько переплетены, что они даже мешают друг другу. Полномочия четко не разграничены. Что же касается Гордумы, то на муниципальном уровне этот орган, я считаю, не нужен. Теми вопросами, которые мы решаем на уровне города, вполне могло бы заниматься Заксобрание. Все равно федеральное и областное финансирование идет через область, городу остаются какие-то крохи. Так, может, не стоит из-за этих крох создавать целую громоздкую структуру. Пусть город занимается эксплуатацией труб, проводов, дорог и так далее.

А о чем вы больше всего жалеете за время работы в Гордуме?
- О том, что мы вновь стали пионерами в реализации худших идей. Ни один регион не утвердил тариф на техприсоединение к тепловым сетям. Мы же сегодня платим тепловым сетям за то, что подключаем к их трубам будущих потребителей их же услуг. По сути вы покупаете входной билет в хлебный магазин, чтобы потом туда прийти и купить хлеб. И еще из этой цены 40% денег просто не работают, они идут на налоги. Это не нормально. И мы не смогли это предотвратить.

А что с трамплином? Насколько я помню, возрождение трамплина было одним из ваших предвыборных обещаний. Что делается?
- Ничего не делается. Опять же из-за того, что нет ответственного за этот проект человека. Вопросы с выкупом земель вокруг трамплина решаются, но не активно. Сам трамплин устарел, латать его смысла нет. Если мы хотим нормальный трамплин, надо строить новый. Поэтому было принято решение проектировать новый трамплин. Проект сделали. Есть и программа, в которой заложено 80 млн рублей. На эти деньги можно построить 20-метровый трамплин и 50-метровый. Это позволит привлечь на трамплин пацанов. Им же не нужно сразу прыгать с 90-метрового. Но все остановилось. Почему? Я уже объяснил.

А вы непосредственно как участвуете в делах трамплина?
- Меня привлекают как эксперта, как депутата... пока еще.

Есть такое мнение, что вы и от дел партийных самоустраняетесь.
- Я поддерживаю только те проекты, которые ведут к конечному результату, кем бы эти проекты не генерировались. Все остальное мне не интересно.

Беседовала
Мария Петухова
petuhova.mv@gmail.com


Досье:
Алексей Лопаткин, директор компании «УКС Авитек», депутат Кировской городской думы.
Дата и место рождения: 10 октября 1972 года, город Киров.
Образование: Высшее. В 1994 году окончил Кировский политехнический институт по специальности «Промышленное и гражданское строительство».
Карьера: С 1994 по 1995 годы служил в рядах Российской Армии.
С 1995 года работал мастером ООО «Стройреконструкция».
С 1996 года - главный инженер ООО «Вяткастройсервис».
В 2002 году возглавил управление капитального строительства ВМП «Авитек», а с 2003 года по настоящее время работает директором «УКС ВМП «Авитек».
Член политической партии «Единая Россия»
Семейное положение: Женат, воспитываю двоих сыновей и дочь.
Увлечения: Горные лыжи. Рыбалка.
Любимое блюдо: Люблю готовить. Импульсивно, без рецептов. Например, уху.
Любимая музыка: Музыка, в которой есть музыкальная мысль. Creedence, Deep Purple , Eric Clapton. Начал любить и понимать классическую музыку.
Любимые фильмы: Джерри Магваер, Знакомьтесь, Джо блек, День выборов, комедии Гайдая.
Любмые книги: Прочитал всего Акунина. Не могу пока найти ему замену.
Девиз: Любое дело можно сделать талантливо.

Просмотров: 353 | Добавил: happentart | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Поиск

Календарь
«  Март 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031




Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz