Приказ Министерства экономического развития РФ от 7 октября 2011 г. N 549
"Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии государственной функции по осуществлению контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и надзора за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков и о внесении изменений в Порядок осуществления надзора за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 29 апреля 2011 г. N 203"
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на руководителя Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Васильева С.В.
I. Общие положения
1.1. Административный регламент исполнения Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии государственной функции по осуществлению контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и надзора за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков (далее - Административный регламент) определяет порядок, сроки и последовательность процедур (административных действий) Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (далее также - Росреестр) и ее территориальных органов (далее - территориальные органы) при осуществлении контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и надзора за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков.
1.2. Государственная функция "Контроль (надзор) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и надзор за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков" (далее также - государственная функция, контроль (надзор).
Наименование федерального органа исполнительной власти, исполняющего государственную функцию
1.3. Государственная функция исполняется Росреестром и его территориальными органами.
Контроль (надзор) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и саморегулируемых организаций оценщиков (далее также - саморегулируемые организации) осуществляется федеральными государственными гражданскими служащими Росреестра и территориальных органов, уполномоченными на осуществление контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и надзора за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков (далее - должностные лица).
Центральный аппарат Росреестра осуществляет общую координацию, методическое обеспечение исполнения государственной функции, организацию и проведение проверок саморегулируемых организаций, систематическое наблюдение за исполнением ими обязательных требований, анализ и прогнозирование состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности саморегулируемыми организациями.
Территориальные органы по поручению Росреестра проводят проверки саморегулируемых организаций, их филиалов и (или) представительств, находящихся на подведомственной территории, наблюдение за исполнением обязательных требований при осуществлении ими деятельности.
Перечень нормативных правовых актов, регулирующих исполнение государственной функции
1.4. Государственная функция исполняется в соответствии с:
1.5. Предметом государственного контроля (надзора) является соблюдение:
Права и обязанности должностных лиц при осуществлении государственного контроля (надзора)
1.6. Права должностных лиц Росреестра (территориальных органов) при осуществлении государственного контроля (надзора):
использовать необходимые для проведения проверки организационно-технические средства (в том числе компьютеры, электронные носители информации, калькуляторы, копировальные аппараты, сканеры, телефоны), вносить в помещения саморегулируемой организации (ее филиалов и (или) представительств) и выносить из них организационно-технические средства, принадлежащие Росреестру (территориальному органу);
запрашивать и получать от руководителя и работников саморегулируемой организации (ее филиалов и (или) представительств) все необходимые для достижения целей проверки документы (информацию) за проверяемый период, а также требовать и получать письменные или устные пояснения по вопросам, возникающим в ходе проведения проверки;
осуществлять копирование документов, непосредственно связанных с осуществлением проверки, и выносить подготовленные копии за пределы места нахождения и (или) ведения деятельности саморегулируемой организации (ее филиалов и (или) представительств) для приобщения к материалам проверки;
получать электронные копии документов и копии иных записей (на собственные носители информации), непосредственно связанных с осуществлением проверки.
В ходе проведения проверки деятельности саморегулируемой организации оценщиков Росреестр (территориальный орган) вправе запрашивать у специализированного депозитария, заключившего депозитарный договор с саморегулируемой организацией оценщиков, информацию о денежной оценке ее компенсационного фонда.
1.7. Обязанности должностных лиц Росреестра (территориальных органов) при осуществлении государственного контроля (надзора):
своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений установленных требований;
проверять выполнение только тех требований законодательства Российской Федерации, контроль (надзор) за соблюдением которых отнесен к компетенции Росреестра (территориальных органов) законодательством Российской Федерации;
соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы саморегулируемых организаций;
проводить проверку на основании приказа Росреестра (по поручению Росреестра - приказа территориального органа);
проводить проверку только во время исполнения служебных обязанностей, выездную проверку - только при предъявлении служебных удостоверений, копии приказа Росреестра (по поручению Росреестра - копии приказа территориального органа);
осуществлять выездную проверку только в случае присутствия при ее проведении руководителя саморегулируемой организации либо лица его замещающего;
не препятствовать руководителю саморегулируемой организации (иному уполномоченному лицу) присутствовать при проведении проверки, давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
предоставлять руководителю саморегулируемой организации (иному уполномоченному лицу), присутствующему при проведении проверки, информацию и документы, относящиеся к предмету проверки;
знакомить руководителя саморегулируемой организации (иное уполномоченное лицо) с результатами проверки;
доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании саморегулируемыми организациями в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
перед началом проведения выездной проверки по просьбе руководителя саморегулируемой организации (иного уполномоченного лица) ознакомить его с положениями Административного регламента;
не требовать представления документов (информации), не относящихся к предмету проверки, а также сведений и документов, которые могут быть получены от иных органов государственного контроля (надзора);
не распространять информацию, составляющую охраняемую законом тайну и полученную в результате проведения проверки, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
в случае выявления нарушений саморегулируемыми организациями нормативных правовых актов Российской Федерации, контроль за соблюдением которых не входит в компетенцию Росреестра (территориальных органов), о выявленных нарушениях с приложением документов, свидетельствующих о них, незамедлительно сообщать в соответствующий уполномоченный орган.
Права и обязанности лиц, в отношении которых осуществляются мероприятия по контролю (надзору)
1.8. Руководитель (иное уполномоченное лицо) саморегулируемой организации, в отношении которой исполняется государственная функция, вправе:
непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
получать от должностных лиц Росреестра (территориального органа) информацию, которая относится к предмету проверки;
знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц Росреестра (территориального органа);
обжаловать действия (бездействие) должностных лиц Росреестра (территориального органа), повлекшие за собой нарушение прав саморегулируемой организации при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
1.9. Руководитель саморегулируемой организации (иное уполномоченное лицо) при проведении проверки обязан:
обеспечить доступ должностных лиц Росреестра (территориального органа) на территорию, в здания и другие служебные помещения саморегулируемой организации;
обеспечить представление должностным лицам Росреестра (территориального органа) документов и информации, необходимых для проведения проверки, в установленные в запросе сроки;
1.10. Результатом исполнения государственной функции является выявление и пресечение нарушений саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих и саморегулируемыми организациями оценщиков положений нормативных правовых актов Российской Федерации, контроль (надзор) за соблюдением которых входит в компетенцию Росреестра (территориальных органов), путем применения мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
1.11. Юридическими фактами завершения исполнения государственной функции являются:
вынесение предписания саморегулируемой организации об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации в установленной сфере;
обращение в суд с заявлением об исключении некоммерческой организации из единого государственного реестра саморегулируемых организаций арбитражных управляющих или саморегулируемой организации оценщиков из единого государственного реестра саморегулируемых организаций оценщиков.
II. Требования к порядку исполнения государственной функции
Порядок информирования об исполнении государственной функции.
2.1. Место нахождения Росреестра: г. Москва, ул. Воронцово поле, д. 4а.
Почтовый адрес для направления документов и обращений: 109028, г. Москва, ул. Воронцово поле, д. 4а.
пятница - с 9.00 до 16.45.
2.2. Телефоны для справок: (495) 917-15-24, (495) 917-57-98, (495) 917-48-52, (495) 380-24-18.
2.3. Официальный сайт Росреестра в информационно-телекоммуникационной сети Интернет: www.rosreestr.ru.
Адреса электронной почты Росреестра: 00_uddfrs1@rosreestr.ru, 00_ukdsro1@rosreestr.ru.
2.4. Информация по вопросам исполнения государственной функции, сведений о ходе исполнения государственной функции предоставляется государственными служащими, уполномоченными на осуществление контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и надзора за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, по телефону и на личном приеме граждан, представителей юридических лиц.
2.5. Информация по вопросам исполнения государственной функции размещается на официальном сайте Росреестра (территориальных органов) в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", а также на информационных стендах в Росреестре (территориальных органах).
На информационных стендах в Росреесте (территориальных органах) размещается информация о графике работы Росреестра (территориальных органов) и приема граждан, номерах кабинетов, где проводится прием граждан по вопросам исполнения государственной функции, а также фамилии, имена, отчества (при наличии) и должности федеральных государственных гражданских служащих, осуществляющих указанный прием и информирование, адреса и телефоны Росреестра (территориальных органов).
На официальном сайте Росреестра в информационно-телекоммуникационной сети Интернет размещаются:
план проведения проверок саморегулируемых организаций на текущий календарный период;
почтовые адреса и адреса электронной почты, по которым осуществляется прием запросов о порядке исполнения государственной функции Росреестром (территориальными органами);
сведения о телефонных номерах для получения информации о порядке исполнения государственной функции;
порядок обжалования решений, действий (бездействия) должностных лиц, ответственных за исполнение государственной функции.
Указанная информация о государственной функции также размещается в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)".
2.6. Срок проведения проверки (с даты начала проверки и до окончания проверочных мероприятий) не может превышать двадцать дней.
2.7. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований (непредставление или несвоевременное представление саморегулируемой организацией запрашиваемых документов в установленный срок, выявление в результате рассмотрения представленных документов необходимости запроса и изучения дополнительных документов, обращение саморегулируемой организации с просьбой о продлении срока проведения проверки по уважительным причинам, подтверждаемым соответствующими документами) по мотивированному предложению должностных лиц Росреестра, проводящих проверку, срок проведения проверки продлевается руководителем Росреестра (лицом, его замещающим) или территориального органа, принявшего решение о проведении проверки, но не более чем на десять дней.
2.8. Общий срок проведения проверки с учетом предусмотренного настоящим пунктом срока продления не может превышать тридцати дней.
III. Состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур (действий), требования к порядку их выполнения
3.1. Исполнение государственной функции включает в себя следующие административные процедуры:
проведение проверок саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и проведение проверок саморегулируемых организаций оценщиков (далее - проведение проверок саморегулируемых организаций);
контроль за исполнением саморегулируемыми организациями предписаний об устранении нарушений законодательства Российской Федерации, выявленных в ходе проведения проверок саморегулируемых организаций;
3.2. Проведение проверок осуществляется силами и средствами Росреестра (территориальных органов).
3.3. Проверки могут быть плановыми и внеплановыми.
3.4. Плановая проверка деятельности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих проводится не чаще чем один раз в два года.
Плановая проверка деятельности саморегулируемых организаций оценщиков проводится один раз в два года.
Плановая проверка проводится за период деятельности саморегулируемой организации, не подлежавший проверке при проведении предыдущих проверок, но не превышающий трех лет деятельности, непосредственно предшествовавших году проведения проверки (проверяемый период).
3.5. Проведение проверок саморегулируемых организаций включает в себя следующие административные действия:
подготовка акта по результатам проведенной проверки, ознакомление саморегулируемой организации с актом проверки;
принятие предусмотренных законодательством Российской Федерации мер при выявлении нарушений в деятельности саморегулируемых организаций.
3.6. Подготовка к проверке.
3.6.1. Проведение плановых проверок осуществляется в соответствии с ежегодным планом проведения плановых проверок, утвержденным приказом руководителя Росреестра (лица, его замещающего).
Основанием для включения проверки саморегулируемой организации в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение двух лет со дня получения некоммерческой организацией статуса саморегулируемой организации или окончания проведения ее последней плановой проверки.
1) наименования саморегулируемых организаций (их филиалов и (или) представительств), места нахождения саморегулируемых организаций (их филиалов и (или) представительств) или места фактического осуществления ими своей деятельности;
4) наименование органа государственного контроля (надзора), осуществляющего конкретную плановую проверку (Росреестр, территориальный орган).
В срок до 1 сентября года, предшествующего году проведения плановых проверок, Росреестр направляет проект ежегодного плана проведения плановых проверок саморегулируемых организаций в органы прокуратуры.
В случае внесения органами прокуратуры замечаний и (или) предложений по ежегодному плану проведения проверок Росреестр рассматривает предложения органов прокуратуры и по итогам их рассмотрения направляет в органы прокуратуры в срок до 1 ноября года, предшествующего году проведения плановых проверок, утвержденные ежегодные планы проведения плановых проверок для формирования Генеральной прокуратурой Российской Федерации ежегодного сводного плана проведения плановых проверок.
Утвержденный план проведения плановых проверок доводится до сведения заинтересованных лиц посредством его размещения на официальном сайте Росреестра в информационно-телекоммуникационной сети Интернет либо иным доступным способом в срок не позднее 15 января года проведения плановых проверок.
3.6.3. Внеплановая проверка деятельности саморегулируемой организации оценщиков проводится на основании заявлений юридических лиц, физических лиц, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, правоохранительных органов о нарушении саморегулируемой организацией оценщиков либо ее членами Закона об оценочной деятельности, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
3.6.4. Основаниями для проведения внеплановой проверки саморегулируемой организации также являются:
1) истечение срока исполнения саморегулируемой организацией ранее выданного предписания об устранении выявленных нарушений;
2) приказ руководителя Росреестра (лица, его замещающего) (территориального органа), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Минэкономразвития России и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
3) поступление в отношении саморегулируемой организации в Росреестр (территориальные органы) обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:
возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).
3.6.5. Обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в Росреестр (территориальный орган), не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки.
1) изучает (анализирует) имеющиеся в Росреестре (территориальном органе) полученные в установленном законодательством Российской Федерации порядке документы о деятельности саморегулируемой организации, в том числе статистические и иные формы отчетности, характеризующие состояние ее деятельности, акты по результатам предыдущих проверок, сведения об устранении выявленных нарушений, иные документы, а также информацию, размещаемую саморегулируемыми организациями на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети Интернет;
2) при необходимости обеспечивает подготовку и направление запросов в территориальные органы Росреестра, органы государственной власти (налоговые органы, органы государственной статистики), органы местного самоуправления, иные организации и физическим лицам.
3.6.8. По итогам проведенного анализа должностное лицо готовит проект приказа Росреестра (по поручению Росреестра - приказ территориального органа) о проведении проверки саморегулируемой организации, которым оформляется соответствующее решение.
наименование органа государственного контроля (надзора) (Росреестр или территориальный орган);
фамилии, имена, отчества (при наличии) и должности лиц, уполномоченных на проведение проверки (с обязательным указанием председателя комиссии, если проверка проводится комиссией);
наименование саморегулируемой организации (ее филиалов и (или) представительств), проверка которой проводится, место нахождения саморегулируемой организации (ее филиалов и (или) представительств) или место фактического осуществления ею своей деятельности;
сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки;
перечень административных регламентов по осуществлению государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, по надзору за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков;
перечень документов, представление которых саморегулируемой организацией необходимо для достижения целей и задач проведения проверки;
даты начала и окончания проведения проверки.
3.6.9. Должностное лицо передает в порядке делопроизводства (с учетом установленной процедуры согласования) подготовленный проект приказа о проведении проверки руководителю (лицу, его замещающему) Росреестра (территориального органа).
3.6.10. Руководитель Росреестра (территориального органа) либо лицо, его замещающее, рассматривает проект приказа о проведении проверки и прилагаемые к нему документы, подписывает или возвращает его на доработку должностному лицу с указанием причин, не позволивших подписать указанный приказ.
3.6.11. Подписанный приказ Росреестра (по поручению Росреестра - приказ территориального органа) передается на регистрацию в соответствующее структурное подразделение Росреестра (территориального органа).
3.6.12. Приказ Росреестра о проведении плановой проверки саморегулируемой организации должен быть издан не менее чем за пять рабочих дней до начала плановой проверки, в случае проведения внеплановой проверки - не менее чем за три рабочих дня.
3.6.15. Должностное лицо, уполномоченное на проведение проверки, готовит уведомление о проведении проверки.
фактический адрес, по которому будет проводиться проверка, и адреса проверяемых одновременно филиалов и (или) представительств саморегулируемой организации;
перечень документов, которые саморегулируемая организация обязана представить к началу проверки.
Уведомление о проведении проверки в случае необходимости совершения конкретных действий по обеспечению содействия в проведении проверки содержит требования о:
направлении в Росреестр (территориальный орган) документов и материалов, необходимых для осуществления проверки;
проведении организационных мероприятий, в том числе обеспечении беспрепятственного доступа в здания и другие служебные помещения, использовании принадлежащих Росреестру (территориальному органу) организационно-технических средств, а также об определении состава лиц саморегулируемой организации, с которыми будет производиться взаимодействие в ходе проведения проверки.
3.6.16. Должностное лицо передает подготовленный проект уведомления о проведении проверки на подпись уполномоченному на подписание исходящей документации должностному лицу Росреестра (территориального органа) в срок не более одного рабочего дня после подписания приказа о проверке.
3.6.17. Подписанное уведомление в день его подписания, но не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала плановой проверки, а также копия приказа о проведении проверки направляются руководителю саморегулируемой организации заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным способом, обеспечивающим подтверждение получения уведомления до начала проверки.
3.6.18. В случае, если в результате деятельности саморегулируемой организации причинен или причиняется вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникли или могут возникнуть чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, предварительное уведомление о начале проведения внеплановой выездной проверки не требуется.
3.6.19. Изменения в ходе проведения проверки должностного лица, уполномоченного на проведение проверки (состава комиссии), срока (даты начала и окончания) проведения проверки, целей, задач или предмета проводимой проверки оформляются приказом Росреестра (территориального органа) о внесении изменений в приказ о проведении проверки.
Данные изменения посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или иным способом, обеспечивающим подтверждение их получения, доводятся до сведения саморегулируемой организации.
3.7. Проведение проверки.
3.7.1. Проверки проводятся:
по месту нахождения и (или) ведения деятельности саморегулируемой организации (далее - выездные проверки);
без выезда по месту нахождения и (или) ведения деятельности саморегулируемой организации (далее - документарная проверка).
Документарная проверка проводится по месту нахождения Росреестра (территориального органа) путем рассмотрения имеющихся в Росреестре документов, в том числе материалов предыдущих проверок, дел об административных правонарушениях, а также документов, поступающих от саморегулируемых организаций, запрашиваемых и получаемых от территориальных органов Росреестра, от органов государственной власти и органов местного самоуправления, иных организаций, физических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации, и пояснений саморегулируемых организаций.
Документарная проверка проводится в случае, если результат исполнения государственной функции может быть достигнут на основании имеющихся в Росреестре (территориальном органе) материалов и документов, а также истребованных у саморегулируемой организации документов.
Внеплановые проверки проводятся в форме выездных или документарных проверок.
Плановые проверки проводятся в форме выездных проверок.
3.7.2. Предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах саморегулируемой организации, устанавливающих ее организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении ее деятельности и связанные с исполнением ею обязательных требований и предписаний Росреестра (территориального органа).
Предметом выездной проверки являются содержащиеся в документах саморегулируемой организации сведения, принимаемые ею меры по исполнению обязательных требований.
3.7.3. Проверки проводятся одним должностным лицом Росреестра (территориального органа) или комиссией в составе двух и более должностных лиц Росреестра (территориальных органов), одно из которых является председателем комиссии. Должностное лицо (должностные лица при проведении проверки комиссией), осуществляющее проверку, определяется руководителем (лицом, его замещающим) Росреестра (территориального органа).
Плановые проверки саморегулируемых организаций проводятся комиссией, в состав которой входят должностные лица Росреестра (территориальных органов), проверяющие филиалы и (или) представительства саморегулируемых организаций.
При проведении внеплановых проверок саморегулируемых организаций состав проверяющих должностных лиц Росреестра (территориального органа) определяется, исходя из объема подлежащих проверке вопросов.
3.7.4. Запрещается проведение повторных проверок за один и тот же проверяемый период по одним и тем же обстоятельствам, за исключением случаев поступления документально оформленной информации, подтверждающей наличие нарушений в деятельности саморегулируемой организации.
3.7.5. Выездная проверка начинается с предъявления руководителю саморегулируемой организации (иному уполномоченному лицу) служебного удостоверения должностными лицами, уполномоченными на проведение проверки.
Должностное лицо (председатель комиссии, если проверка проводится комиссией) вручает руководителю саморегулируемой организации (иному уполномоченному лицу) под роспись копию приказа о проведении проверки, знакомит с правами и обязанностями проверяемого, а также с целями, задачами, основаниями проведения выездной проверки, со сроками и с порядком ее проведения.
3.7.6. В ходе проведения проверки необходимые для ее осуществления дополнительные документы (информация) предоставляются саморегулируемой организацией по запросу должностного лица (председателем комиссии, если проверка проводится комиссией).
Такой запрос оформляется в двух экземплярах, первый из которых передается руководителю саморегулируемой организации (иному уполномоченному лицу).
Передача запрашиваемых документов осуществляется на основании акта приема-передачи документов. В акте приема-передачи указываются реквизиты передаваемых документов, дата передачи документов, сведения о недостающих документах согласно уведомлению (запросу) на предоставление документов, подписи передающего (руководителя саморегулируемой организации, иного уполномоченного лица) и принимающего (должностного лица, председателя комиссии) лиц.
3.7.7. В процессе проведения документарной проверки должностным лицом (членами комиссии, если проверка проводится комиссией) в первую очередь рассматриваются документы, которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации располагает Росреестр (территориальные органы), в том числе акты предыдущих проверок, иные документы о результатах осуществленного в отношении саморегулируемой организации государственного контроля (надзора), а также материалы об административных правонарушениях в отношении арбитражных управляющих.
Не допускается требовать нотариального удостоверения копий документов, представляемых в Росреестр (территориальный орган), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
3.7.9. Должностное лицо (председатель комиссии, если проверка проводится комиссией) запрашивает необходимую информацию у территориальных органов Росреестра, соответствующих органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных лиц в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.
3.7.10. Должностное лицо, которое проводит документарную проверку, обязано рассмотреть представленные руководителем или иным должностным лицом саморегулируемой организации пояснения и документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов. В случае, если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений Росреестр (территориальный орган) установит признаки нарушения обязательных требований, Росреестр (территориальный орган) принимает решение об изменении документарной проверки на выездную.
Решение об изменении документарной проверки на выездную и (или) о продлении срока ее проведения принимается руководителем Росреестра (территориального органа) или лицом, его замещающим, на основании мотивированного предложения должностного лица (председателя комиссии, если проверка проводится комиссией).
3.8. Подготовка акта по результатам проведенной проверки, ознакомление саморегулируемой организации с актом проверки.
3.8.1. Основанием для составления акта проверки является завершение исследования и изучения всех полученных в ходе проверки материалов, документов и пояснений в установленный срок.
3.8.2. В случае, если для проведения внеплановой выездной проверки требуется согласование ее проведения с органом прокуратуры, копия акта проверки направляется в орган прокуратуры, которым принято решение о согласовании проведения проверки, в течение пяти рабочих дней со дня составления акта проверки.
3.8.3. Акт проверки саморегулируемой организации арбитражных управляющих оформляется на бумажном носителе в трех экземплярах.
Акт проверки саморегулируемой организации оценщиков оформляется на бумажном носителе в двух экземплярах.
наименование органа, проводившего проверку (Росреестра или территориального органа);
фамилия, имя, отчество (отчество - при наличии), должность лица, уполномоченного на проведение проверки (членов комиссии с обязательным указанием председателя комиссии);
наименование проверяемой саморегулируемой организации, а также фамилия, имя, отчество (при наличии) и должность руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя саморегулируемой организации, присутствовавших при проведении проверки;
сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения;
сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом проверки руководителя, иного уполномоченного лица саморегулируемой организации, присутствовавших при проведении проверки, о наличии их подписей или об отказе от совершения подписи, а также сведения о внесении в журнал учета проверок записи о проведенной проверке либо о невозможности внесения такой записи в связи с отсутствием у саморегулируемой организации указанного журнала;
дата и номер решения прокурора (его заместителя) о согласовании проведения внеплановой проверки (в случае, если проведение внеплановой проверки согласовывалось с органами прокуратуры);
Сведения об однотипных нарушениях группируются в ведомости, таблицы, которые прилагаются к акту проверки. В таком случае в акте проверки указываются только итоговые сведения о нарушениях со ссылкой на соответствующие приложения.
3.8.4. По итогам проверки филиалов и (или) представительств саморегулируемой организации составляется справка о результатах проверки (далее - справка о результатах проверки филиалов и (или) представительств). Справка о результатах проверки филиалов и (или) представительств составляется в одном экземпляре, который представляется (направляется) председателю комиссии. Справка или ее копия прилагается к акту проверки.
Информация о нарушениях, допущенных в филиалах и (или) представительствах саморегулируемой организации, используется при составлении акта проверки саморегулируемой организации.
3.8.5. Акт проверки, а также справка о результатах проверки филиалов и (или) представительств (при проведении проверки филиалов и (или) представительств) подписываются всеми должностными лицами (членами комиссии), проводившими проверку, соответственно, саморегулируемой организации и ее филиалов и (или) представительств.
Акт проверки или справка о результатах проверки филиалов и (или) представительств брошюруется с прилагаемыми документами или их копиями, связанными с проверкой, в том числе с актами о противодействии проведению проверки (если они составлялись), объяснениями должностных лиц и работников саморегулируемой организации, на которых возлагается ответственность за установленные нарушения.
3.8.6. Срок подготовки и представления председателю комиссии справки о результатах проверки филиалов и (или) представительств устанавливается председателем комиссии, но не может составлять более двух рабочих дней до даты окончания проведения проверки.
3.8.7. Должностное лицо (председатель комиссии, если проверка проводится комиссией) вручает экземпляр акта проверки (с приложениями к нему) руководителю саморегулируемой организации (иному уполномоченному лицу) под расписку об ознакомлении с актом проверки. В случае отсутствия руководителя (иного уполномоченного лица) саморегулируемой организации, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле Росреестра (территориального органа).
В случае отказа руководителя саморегулируемой организации (иного уполномоченного лица) от получения для ознакомления акта проверки либо от оформления расписки об ознакомлении с актом проверки должностное лицо (председатель комиссии, если проверка проводилась комиссией) на всех экземплярах акта проверки делает надпись "от получения для ознакомления акта проверки (копии справки о результатах проверки филиалов и (или) представительств) отказался" с указанием должности, фамилии, имени, отчества руководителя саморегулируемой организации (иного уполномоченного лица) и удостоверяет ее своей подписью (в случае проведения проверки комиссией надпись удостоверяется подписью председателя комиссии и не менее одного члена комиссии). При таких обстоятельствах акт проверки направляется должностным лицом (председателем комиссии, если проверка проводится комиссией) в саморегулируемую организацию заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
Документ, подтверждающий вручение акта проверки, приобщается к экземпляру акта, оставшемуся в деле Росреестра.
с момента его вручения уполномоченному представителю саморегулируемой организации под расписку;
в день его получения саморегулируемой организацией, если акт направлен заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
3.8.8. В журнале учета проверок должностным лицом (председателем комиссии, если проверка проводится комиссией) осуществляется запись о проведенной проверке, содержащая сведения о наименовании органа, проводившего проверку (Росреестра или территориального органа), датах начала и окончания проведения проверки, времени ее проведения, правовых основаниях, целях, задачах и предмете проверки, выявленных нарушениях, а также указываются фамилии, имена, отчества и должности должностного лица или должностных лиц, проводящих проверку, его или их подписи.
3.8.9. При отсутствии журнала учета проверок в акте проверки делается соответствующая запись.
3.9. Принятие предусмотренных законодательством Российской Федерации мер при выявлении нарушений в деятельности саморегулируемой организации.
3.9.1. Основанием для принятия решения о мерах по результатам проверки является акт проверки.
Должностное лицо Росреестра (территориального органа) готовит предложения о принятии мер по результатам проверки саморегулируемой организации с учетом письменных возражений руководителя саморегулируемой организации (иного уполномоченного лица) (при наличии таковых) и передает их в порядке делопроизводства (с учетом установленного порядка согласования) с приложением документов, на основании которых они были подготовлены (акта проверки, иных документов, имеющихся в деле по проверке, в том числе пояснений, представленных саморегулируемой организацией), руководителю Росреестра (лицу, его замещающему) или его заместителю (руководителю территориального органа, его заместителю).
Предложения о принятии мер по результатам проверки оформляются в виде докладной записки.
3.9.2. По результатам проверки деятельности саморегулируемой организации в соответствии с законодательством Российской Федерации при выявлении в деятельности саморегулируемой организации нарушений законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности принимаются следующие меры:
направление в суд заявления об исключении сведений о некоммерческой организации из единого государственного реестра саморегулируемых организаций арбитражных управляющих или заявления об исключении саморегулируемой организации оценщиков из единого государственного реестра саморегулируемых организаций оценщиков;
передача материалов по подведомственности, в том числе для решения вопроса о рассмотрении материалов в рамках производства по уголовному делу или делу об административном правонарушении.
3.9.4. В случаях, предусмотренных в пункте 3.9.3 Административного регламента, должностное лицо готовит проект предписания, в котором указываются:
наименование и место нахождения, а также сведения о государственной регистрации саморегулируемой организации, которой адресовано предписание;
ссылка на акт проверки, по результатам рассмотрения которого принято решение о вынесении предписания (при вынесении предписания по итогам проверки);
содержание нарушения с указанием положений нормативных правовых актов Российской Федерации, которые были нарушены;
фамилия, имя, отчество (отчество - при наличии), должность уполномоченного должностного лица Росреестра, выносящего предписание.
При вынесении предписания саморегулируемой организации оценщиков устанавливается разумный срок устранения выявленных в ходе проверки нарушений законодательства Российской Федерации.
Предписание должно содержать указание об устранении выявленных нарушений с указанием срока его выполнения и (или) на необходимость устранения причин и условий, способствующих совершению нарушений, а также на необходимость принятия мер, направленных на профилактику совершения нарушений в деятельности саморегулируемой организации.
Проект предписания представляется на подпись руководителю Росреестра (лицу, его замещающему) или его заместителю в соответствии с распределением обязанностей (руководителю территориального органа (лицу, его замещающему, или его заместителю).
3.9.5. Руководитель Росреестра (лицо, его замещающее), заместитель в соответствии с распределением обязанностей (руководитель территориального органа (лицо, его замещающее), его заместитель) подписывает предписание или возвращает его на доработку должностному лицу с указанием причин, не позволивших подписать предписание.
Должностное лицо устраняет причины возврата предписания с учетом срока, установленного для направления предписания саморегулируемой организации.
3.9.6. Предписание направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или вручается лично под расписку руководителю саморегулируемой организации (иному уполномоченному лицу) в срок не более трех рабочих дней со дня принятия решения по результатам проверки.
с момента его вручения руководителю саморегулируемой организации (иному уполномоченному лицу) под расписку;
в день его получения саморегулируемой организацией при направлении заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
3.9.7. В случае отказа руководителя саморегулируемой организации (иного уполномоченного лица) от получения предписания в предписание вносится соответствующая запись, которая удостоверяется подписью должностного лица (председателя комиссии, если проверка проводилась комиссией).
Контроль за исполнением саморегулируемыми организациями предписаний об устранении нарушений законодательства Российской Федерации, выявленных в ходе проведения проверок саморегулируемых организаций
3.10. Основание для начала административной процедуры - выдача саморегулируемой организации предписания об устранении нарушений законодательства Российской Федерации.
3.11. Должностное лицо Росреестра (территориального органа) осуществляет контроль за исполнением предписания.
Должностное лицо рассматривает представленные саморегулируемой организацией материалы об устранении нарушений и в случае неустранения или неполного устранения нарушений устанавливает:
наличие оснований для подачи в суд заявления об исключении сведений о некоммерческой организации из единого государственного реестра саморегулируемых организаций арбитражных управляющих или заявления об исключении саморегулируемой организации оценщиков из единого государственного реестра саморегулируемых организаций оценщиков.
Непредставление саморегулируемой организацией в установленные сроки информации об устранении нарушений либо неустранение указанных в предписании нарушений в установленные сроки является основанием для принятия решения о проведении внеплановой проверки или применения в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, мер ответственности, в том числе обращения в суд с заявлением об исключении сведений о некоммерческой организации из единого государственного реестра саморегулируемых организаций арбитражных управляющих или с заявлением об исключении саморегулируемой организации оценщиков из единого государственного реестра саморегулируемых организаций оценщиков.
3.12. При наличии основания для привлечения виновных лиц к ответственности должностное лицо принимает меры к передаче материалов в орган государственной власти, к компетенции которого отнесено возбуждение административного производства, либо в правоохранительные органы для решения вопроса о привлечении виновных лиц к уголовной ответственности.
3.13. При наличии оснований для подачи в суд заявления об исключении сведений о некоммерческой организации из единого государственного реестра саморегулируемых организаций арбитражных управляющих или об исключении саморегулируемой организации оценщиков из единого государственного реестра саморегулируемых организаций оценщиков должностное лицо (председатель комиссии, если проверка проводилась комиссией) направляет служебную записку по данному факту руководителю Росреестра (лицу, его замещающему) (руководителю территориального органа (лицу, его замещающему), для принятия соответствующего решения.
Основаниями для подачи в арбитражный суд заявления об исключении сведений о некоммерческой организации из единого государственного реестра саморегулируемых организаций арбитражных управляющих являются:
невыполнение в установленный срок предписания Росреестра (территориального органа).
Основанием для подачи в арбитражный суд заявления об исключении саморегулируемой организации оценщиков из единого государственного реестра саморегулируемых организаций оценщиков является невыполнение в установленный срок предписания Росреестра (территориального органа) об устранении выявленных нарушений.
Систематическое наблюдение за исполнением саморегулируемыми организациями обязательных требований, анализ и прогнозирование состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности саморегулируемыми организациями
3.14. Основание для начала административной процедуры - включение сведений о некоммерческой организации в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих или единый государственный реестр саморегулируемых организаций оценщиков.
Поступившие документы и сведения регистрируются в соответствии с инструкцией по делопроизводству в Росреестре и направляются должностному лицу, ответственному за их рассмотрение.
3.16. Должностное лицо при получении документов и сведений:
анализирует их содержание и соблюдение сроков предоставления документов и сведений;
готовит предложения по мерам реагирования.
Срок исполнения указанных административных действий - не более пяти рабочих дней с даты получения Росреестром документов и сведений.
3.18. В случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации, связанных с порядком и сроком представления саморегулируемыми организациями документов и сведений, порядком, составом и содержанием размещаемой на официальном сайте саморегулируемой организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет информации, должностное лицо готовит проект представления об устранении выявленных нарушений. Проект представления представляется на подпись должностному лицу, уполномоченному на подписание представлений, и после подписания соответствующее представление направляется в саморегулируемую организацию.
3.19. После завершения рассмотрения представленных саморегулируемой организацией документов их хранение осуществляется в соответствии с Инструкцией по делопроизводству в Росреестре (территориальном органе).
IV. Формы контроля за исполнением Административного регламента
Порядок осуществления текущего контроля за соблюдением и исполнением должностными лицами Росреестра (его территориальных органов) положений Административного регламента и иных нормативных правовых актов, устанавливающих требования к исполнению государственной функции, а также принятием решений должностными лицами
4.1. Текущий контроль за соблюдением и исполнением должностными лицами Росреестра (территориального органа) положений Административного регламента и иных нормативных правовых актов, устанавливающих требования к исполнению государственной функции, осуществляется должностными лицами Росреестра (территориальных органов), ответственными за организацию работы по осуществлению контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций.
4.2. Текущий контроль осуществляется путем проведения проверок соблюдения и исполнения специалистами положений Административного регламента и иных нормативных правовых актов, устанавливающих требования к исполнению государственной функции.
Порядок и периодичность осуществления плановых и внеплановых проверок полноты и качества исполнения государственной функции, в том числе порядок и формы контроля за полнотой и качеством исполнения государственной функции
4.3. Контроль за полнотой и качеством исполнения должностными лицами государственной функции проводится в формах проверок и рассмотрения жалоб на действия (бездействие) должностных лиц.
4.4. Проверки могут быть плановыми и внеплановыми. Порядок и периодичность осуществления плановых проверок устанавливается руководителем Росреестра (лицом, его замещающим), заместителем руководителя Росреестра, курирующего соответствующее направление деятельности Росреестра. При проверке могут рассматриваться все вопросы, связанные с исполнением государственной функции (комплексные проверки), или отдельный вопрос, связанный с исполнением государственной функции (тематические проверки). Проверка также может проводиться по конкретной жалобе.
4.5. Внеплановые проверки проводятся в связи с проверкой устранения ранее выявленных нарушений, а также в случае получения жалоб на действия (бездействие) должностных лиц.
Ответственность должностных лиц за решения и действия (бездействие), принимаемые (осуществляемые) в ходе исполнения государственной функции
4.6. По результатам проведенных проверок в случае выявления нарушений соблюдения положений Административного регламента и иных нормативных правовых актов, устанавливающих требования к исполнению государственной функции, виновные должностные лица несут персональную ответственность за решения и действия (бездействие), принимаемые (осуществляемые) в ходе исполнения государственной функции.
4.7. Персональная ответственность должностных лиц Росреестра (территориальных органов) закрепляется в их должностных регламентах в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Должностное лицо, уполномоченное на проведение проверки, несет персональную ответственность за своевременность подготовки проекта решения о проведении проверки, за соблюдение срока и установленного порядка проведения проверки, соблюдение прав саморегулируемой организации.
Должностное лицо, уполномоченное принимать решение о проведении проверки, несет персональную ответственность за правильность и обоснованность принятого решения.
Должностное лицо, уполномоченное на принятие мер по результатам проверок, несет персональную ответственность за законность применяемых мер, соблюдение порядка их применения и соответствие применяемых мер совершенным нарушениям.
4.8. В целях контроля полноты и качества исполнения государственной функции создается комиссия, в состав которой включаются федеральные государственные гражданские служащие Росреестра (территориальных органов).
Результаты деятельности комиссии оформляются в виде справки, в которой отмечаются выявленные недостатки и предложения по их устранению.
4.9. Должностные лица, осуществляющие текущий контроль, устанавливаются индивидуальными правовыми актами Росреестра (территориальных органов).
4.10. Росреестр организует и осуществляет контроль за исполнением государственной функции территориальными органами Росреестра.
Порядок и формы контроля исполнения государственной функции, в том числе со стороны граждан, их объединений и организаций
4.11. Контроль за исполнением государственной функции со стороны саморегулируемых организаций и их объединений является самостоятельной формой контроля и осуществляется путем направления обращений в Росреестр (территориальные органы), а также путем обжалования действий (бездействия) и решений, осуществляемых (принятых) в ходе проведения проверок в вышестоящие органы государственной власти и судебные органы.
V. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) Росреестра (территориального органа), а также его должностных лиц при исполнении государственной функции
5.1. Руководитель саморегулируемой организации или иное должностное лицо саморегулируемой организации имеют право обжаловать действия (бездействие) должностных лиц Росреестра (его территориального органа), повлекшие за собой нарушение прав саморегулируемой организации (его должностного лица), при исполнении государственной функции, в административном (досудебном) порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
5.2. В досудебном порядке могут обжаловаться действия (бездействие) и решения должностных лиц Росреестра (территориальных органов):
территориальных органов - руководителю территориального органа и (или) в Росреестр;
Росреестра - руководителю Росреестра (лицу, его замещающему), в том числе в связи с непринятием основанных на законодательстве Российской Федерации мер в отношении действий или бездействия должностных лиц территориальных органов, и (или) в Министерство экономического развития Российской Федерации;
руководителя Росреестра (лица, его заме